Немного о расовых отличиях
Чернокожие были как рабами, так и свободными людьми, выполнявшими обязанности слуг или портовых рабочих. В течение XVII и XVIII веков их количество постоянно росло. По разным оценкам, в XVIII веке в одном только Лондоне проживало от 10 до 20 тысяч.
Королевская Бедлемская больница (Бедлам)
Построенный за городскими стенами монастырь Марии Вифлеемской начал действовать в 1247 году. Его называли еще общежитием братства «Господа нашего из Вифлеема». В нем иногда давали приют всяким юродивым, отшельникам, отторгнутым обществом людям. Со временем монастырь превратился в богадельню, или хоспис, который продолжал давать кров и пищу людям убогим, странным, не способным найти место в жизни. Учреждение было создано приоратом Ордена Святой Марии Вифлиемской, а конкретно епископом Вифлеема, итальянцем Гоффредо де Префетти. Английское написание слова «Вифлеем», «Bethlehem» было достаточно непривычным и в разговоре, а затем и в документах, изменилось. Официальное название стало «Bethlem», а в народе его называли «Bedlam».
В Бетлемскую королевскую больницу монастырь превратился в 1375 году, у него появилась специализация — принимать душевнобольных. Число пациентов в клинике росло, и врачи, точнее лекари, не справлялись с особо буйными. Драки, избиения, крики стали нормой жизни. Иногда пациентов выгоняли на улицу, заставляя самих искать себе пропитание. Им на шею вешали оловянную табличку с адресом заведения. И бродили эти горемычные по темным улицам Лондона, рассказывая о своей тяжелой судьбе в Бетлемской клинике.
Монастырь превратился в сумасшедший дом. Вскоре лондонские власти признали, что клинике нужно новое помещение. Король Генрих VIII в 1547 жад клинике особую хартию и предоставил новое здание, в котором имелись помещения для содержания 50-60 душевнобольных.
Хотя создание в XIII веке психиатрической больницы можно считать прогрессивным и гуманистическим шагом, на самом деле «Бедлам» стал ужасным местом. Фактически, он был домом для умалишённых, и служил для изоляции людей, страдающих психическими расстройствами, от общества. Среди методов лечения самыми популярными были приковывание к решётке или кровати, смирительные костюмы, голодная диета. Для помещения туда требовалось свидетельство двух врачей и подпись любого мужчины из семьи. Часто туда попадали женщины, потому что считалось, что именно они страдают различными расстройствами личности.
Бедлам так и оставался единственным сумасшедшим домом на весь Лондон, на всю Англию. Условия существования в нем были ничуть не лучше, чем в тюрьме.
Деньги
1 фунт
1 соверен
1 гинея
1 шиллинг (1/20 соверна)
1 пенни (пенс)20 шиллингов
20 шиллингов
21 шиллинг
12 пенсов
4 фартингаФунт стерлингов является основной денежной единицей Англии с 1694 г, когда начался выпуск соответствующих банкнот.
Соверен — золотая монета, чеканящаяся с 1489 г. и равная 20 шиллингам. Как несложно увидеть, соверен это монета, соответствующая бумажному фунту стерлингов.
Гинея — золотая монета, которая была впервые отчеканена в 1663 г. из золота, привезенного из Гвинеи. Она ценится чуть дороже, чем фунт и соверен. Если где-то в финансовых расчетах появлялась сумма в 21 шиллинг, ее автоматически переименовывают в гинею.
Пенни (пенс)— мелкая монета, возникшая в VIII веке. Она чеканится из серебра.
Фартинг - самая мелкая монета из всех возможных, выполнена из меди.Примерные цены
Знать ведет расчеты в фунтах и гинеях и ни разу не держала в руках фартинга, а бедняки не видят ничего крупнее пенсов и шиллингов.
В Англии в XVIII веках в пабах Лондона или других крупных городах литровая кружка пива стоила 1 пенс. Бекон обошелся бы всего 6 пенсов за целый 1 кг, а вот свиная вырезка уже 2 шиллинга за кг. Курочка с хрустящей корочкой стоила 8 пенсов, а вот за запечённого гуся просили пару шиллингов. За приготовленную говядину платили 8 пенсов. А целого молодого поросёнка торжественно выносили за два с половиной шиллинга. Свежий хлеб из муки высшего сорта стоил 5 пенсов за кг. Ну, и наконец, сытых и пьяных состоятельных лондонцев отвозили домой из паба на кэбе за 4 пенса.
На рынке цены были следующие(указаны за кг):
Свиная вырезка- 1 шиллинг,
Бекон- 3 пенса,
Говядина – 4 пенса,
Сыр- 6 пенсов,
Масло- 8 пенсов,
Живая курица – 4 пенса,
Гусь- 1 шиллинг,
Поросёнок- 1,5 шиллинга,
Селёдка- 2 пенса,
Мука в зависимости от сорта 2-3 пенса,
Крупы – 1-2 пенса.
А вот одежда и предметы интерьера стоили дорого.
Простая рубашка обходилась в один-два шиллинга, за сюртук или платье нужно было отдать уже до пяти, шляпа до двух-трёх шиллингов. Поэтому приданное для невесты в бедных семьях, действительно, считалось состоянием. Хорошая кровать стоила от 20 фунтов, обеденный стол порядка 5 фунтов, стул- 10 шиллингов. Но простолюдины в качестве мебели использовали то, что найдут или делали её сами.
Очень дорого в Англии ценился крупный рогатый скот.
Бык или корова стоили 5-6 фунтов. Недорогая лошадь, которую себе мог позволить сельский учитель или священник стоила 12-14 фунтов. Хорошая лошадь стоила от 60 фунтов..
Самая распространенное вероисповедание в Англии. Оно зародилось в Англии во время Реформации в результате разрыва местной католической церкви с Римом.
Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой.
Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое и претендующее на апостольскую преемственность.
Главой англиканской церкви выступает монарх. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а также епископы назначаются монархом. Часть епископов занимает места в палате лордов парламента. Архиепископ Кентерберийский так же считается главою англиканской иерархии. В отличие от всех других протестантов англикане хотя и не признавают священство таинством, но все же сохраняют епископальный строй и апостольское преемство иерархии. Англикане отвергают индульгенции и учение о чистилище. Священное Писание они признают единственным источником веры. От католицизма в англиканстве осталось признание исхождения Святого Духа от Отца и Сына, но у них нет такого пафоса как у католиков. Богослужение англикан в значительной мере восходит к католическому. Евхаристическое богослужение, конечно, напоминает мессу, хотя служится оно на английском языке.
От протестантов к англиканам перешло признание только двух таинств - Крещения и Евхаристии. В их богослужебной практике удержится и брак, и священство, и конфирмация, и соборование, но англикане не называют их таинствами, употребляя термины "священный обряд" или "священнодействие". Иногда их называют "малыми таинствами". В учении о Евхаристии отвергнуто пресуществление, однако признается присутствие Тела и Крови Христовых. Отвергается жертвенный характер евхаристического богослужения, отвергаются молитвы святым, почитание мощей и икон. В англиканском храме можно увидеть и витражи, и изображения святых. В книгах, издаваемых англиканами, много таких повествований, которые бы мы назвали "житиями святых". Они не молятся святым как ходатаям пред Богом, однако почитание их памяти, обращение к их жизни, к их подвигу очень распространено. Не поклоняясь иконам в смысле воздаяния чести через образ первообразу, они широко используют религиозную живопись. Во время англиканского богослужения употребляется инструментальная музыка: орган или даже оркестр. От основной массы англикан откололись некоторые сообщества. В XVI веке возникло течение, которое называло себя нонконформисты, то есть не согласные или пуритане (от слова purus - чистый). Это не согласившиеся принять даже малейшие элементы католицизма. Они хотели чисто протестантского устройства, отказывались признавать королевское главенство в церкви и епископов. В результате эти нонконформисты, или пуритане, образовали свое сообщество , которое называется пресвитерианской церковью (от слова “пресвитер”). У них нет епископов, есть только пресвитеры, причем выборные.
В XVIII в. женщина в семье имела много обязанностей и практически никаких прав. В их обязанности входило: присмотр за домом, поддержание престижа семьи, воспитание детей. Женщина не была самостоятельной единицей, она полностью зависела от своего мужа, но все же были жены, которые были не собственностью своих мужей. В браке закон полностью состоял на защите супруга. Часто во многих спорных делах суд был на стороне мужчин. Для женщин брак был порой спасением от полунищего существования, когда им приходилось находиться на попечение своих братьев, дядь или опекунов. Представители незнатного и неродовитого дворянства путем брачных союзов или через получение наследства, или благодаря заслугам могли пробиться в аристократическую среду. В то же время дочери и младшие сыновья знатных семейств, которые не имели возможности претендовать на титул и поместье, могли оказаться на более низкой ступени социальной лестницы. Между помолвкой и венчанием чаще всего проходил период от двух недель до шести месяцев. До принятия акта лорда Хардвика * в 1753 г. существование не согласованного друг с другом церковного и светского законодательства запутывало молодых людей, создавая возможности для многоженства, тайных свадеб и вовлечения в брак обманом, одновременно затрудняя доказательство состояния в супружестве за неимением соответствующих документов и наследственных актов. Поэтому положение осложнялось трудностью получения развода. Согласно акту лорда Хардвика от 1753 года, сочетаться браком англичане могли только в присутствии англиканского священника и только в официальных церквях. За три недели до даты свадьбы священник каждое воскресенье объявлял в церкви о желании молодых людей вступить в брак. Если же они относились к двум разным приходам, то давали о себе знать в обоих. Это делалось для того, чтобы обнаружить возможные препятствия для вступления в брак. До 21 года жених и невеста не имели права венчаться без согласия одного из родителей или опекунов. Если родители запрещали бракосочетание, священник не имел право его проводить. Альтернативой была покупка лицензий на брак у архиепископа Кентерберийского, которые позволяли миновать многие правила согласно акту лорда Хардвика. Однако это требовало значительных затрат. После свадьбы молодые супруги получали соответствующее свидетельство о браке, сведения о заключении союза заносились в специальные книги. Церковь запрещала без свидетелей вступать в брак людям моложе 21 года, но на деле этот закон постоянно нарушался.
Именно в XVIII в. в английском языке и у аристократии появляется понятие «медовый месяц». Из писем начала XVIII в. можно сделать вывод, что под медовым месяцем, а вернее – днем, принималась первая брачная ночь и утро после нее.
После заключения помолвки, а в протестантской Англии это уже считалось заключением брака, лишь венчание окончательно закрепляло союз, пара вступала в интимные отношения. Существовал большой процент незамужних женщин, которые по тем или иным причинам не вышли замуж, которые и составили новый тип независимых женщин. Во второй половине XVIII в. большинство представителей обоих полов комфортнее ощущали себя в компании собственного пола. Супруги подписывали брачный договор, который, прежде всего, фиксировал денежные и имущественные отношения. До замужества девушка находилась под опекой родителей, опекунов, братьев; становясь супругой, муж брал под свою опеку девушку и ее состояние. Также в договоре была прописана сумма, например, принуждающаяся после рождения каждого сына. Также следует выделить еще одно понятие – «pin-money», т.е. «карманные деньги» или «деньги на булавки», что тоже прописывалось в договоре, как сумма, которую муж будет выдавать супруге на личные расходы в год. Женщины, дети, слуги находились в подчиненном положении, поскольку мужчина был главой семьи. Муж должен был отвечать за все, что происходит в доме, если кто-то совершал преступление, то только в его праве было вызвать служителей порядка. Жены, слуги, дети не имели права выступать в суде, особенно против главы семьи, лишь только в исключительных случаях. Мужчины имели множество преимуществ: начиная от романов на стороне, заканчивая распоряжением деньгами. Жена, конечно, занимала в семье второе место. Она имела доступ к деньгам мужа, и не было ничего хуже для мужчины, чем расточительная жена. В отсутствие мужа дворянка становилась полноправной хозяйкой поместья. Хорошая хозяйка должна была заниматься не только обустройством дома, организацией вечеров, но и знать рецепты блюд и некоторых лекарств. Существовало очень много подобной литературы, которая должна была быть у многих дворянок. Также хозяйка дома должна была оказывать минимальную медицинскую помощь своим домашним, потому что это было одним из проявлений добродетели. Шитье и вышивка тоже входили в умения дворянки. Шитье называли «ladywork», что дословно можно перевести, как работа для леди. Шить в Англии умела практически любая женщина, но только изысканная работа была присуща дворянкам, потому что шелковые нити и тонкий хлопок были доступны только высшему классу. Дом высшего класса очень часто становился местом приемов, поэтому женщина занималась не только домом, но и поддержанием престижа семьи в обществе. Во второй половине века женщины постоянно занимались организацией приемов, очень часто путешествовали, где тоже были вовлечены в общественную жизнь. Любви в браке никто ни от кого не требовал, но дружеские отношения между супругами должны были быть. На публике и при прислуге муж и жена обращались друг к другу на «вы», и употребляли широко распространенное «милорд» и «миледи», а также принятые обращения положенные титулу и рангу занимаемую в обществе. В интимной обстановке супруги обращались друг другу на «ты». Муж и жена жили в раздельных спальнях. Комната аристократки делилась на две части: будуар, где располагалась кровать и диваны, где дама могла принимать своих гостей, вторая же часть представляла собой гардеробную комнату. Муж мог приходить на ночь в комнату жены, когда пожелает, исполнение супружеского долга входило в обязательство супругов друг пред другом. Те женщины, что жили в счастливом браке, редко отзывались о нем плохо. Несмотря на обеспеченное положение жены, леди понимали, что их положение в браке отнюдь не равное, единственное, что ей оставалось – получить развод. Закон никак не защищал женщину, она могла стать свободной лишь при некоторых условиях, например, если муж ее бил, что угрожало здоровью, либо если муж лишал ее чего-то главного – крова, одеяний, свободы. Такая процедура была дорога даже для имущих классов, поскольку нужно было нанимать адвокатов, давать взятки. Но все мужчины были в состоянии обеспечить свободу женщине, чтобы она могла вести жизнь по своему разумению, или выйти замуж за другого. Муж был обязан отдать женщине ее приданое, которое чаще всего было уже потрачено, также он был обязан выплачивать ей годовое пособие, если она не находила нового покровителя. Дети же в случаи развода оставались чаще с отцом, особенно старшие сыновья, мать могла навещать детей, даже в случае смерти бывшего мужа она не могла получить опеку над детьми. Даже уход к другому избраннику не всегда способствовал желаемому, это привело к появлению типа женщин, которые предпочли вообще не выходить замуж. Правда вступая в брак, юная леди приобретала положение в обществе, состояние и защиту.
* Речь идет о новом законе о браке, предложенном лордом-канцлером Хардуиком и принятом парламентом. Целью закона было пресечение так называемых "флитских" браков. В харчевнях и кабаках, расположенных вблизи старинной долговой тюрьмы Флит и внутри нее, священники за гроши совершали обряд, не справляясь даже об имени брачующихся.
Многочисленные агенты приводили к ним клиентуру, среди которой были и опытные совратители, и двоеженцы, и охотники за приданым, заманивавшие юных наследниц. К флитским бракам прибегали и бедняки, для которых были непосильны расходы, связанные с обычным бракосочетанием. Согласно новому закону, браку должно было предшествовать троекратное оглашение в приходской церкви, а до 21 года можно было вступать в брак только по специальному разрешению архиепископа и с согласия родителей и опекунов, в противном случае брак считался недействительным. Нарушения закона карались чрезвычайно жестоко; за тайный брак - ссылка на плантации в Америку на 14 лет, а за подделку брачной записи в книге - смертная казнь. Суровость этого закона вызвала возмущение; он был особенно тяжел для нонконформистов: священники, не признававшие официальной англиканской церкви, лишались права совершать брачный обряд.
Основной пищей в небогатых семьях бывает чай и хлеб, хотя рацион англичан всецело зависел от уровня их дохода. В урожайный год крестьяне не жаловались на голод, зато в неурожай затягивали пояса потуже. Как правило, их пищу составляли пшеничный хлеб, картофель, масло, сыр, молоко, пиво и чай. Выбор мясных продуктов, особенно зимой, ограничивался соленой свининой. О том, чтобы разнообразить стол дичью или тушеным кроликом, крестьяне могли только мечтать. Все леса и дичь в них были собственностью помещиков. В Англии действовали суровые законы против браконьерства: вплоть до 1857 года убийство кролика в помещичьем лесу каралось высылкой из страны.
При необходимости горожане могли перекусить на улице, тем более что отовсюду слышались приглашающие выкрики торговцев. Снедь у них имелась самая разная: апельсины и яблоки, шербет и имбирные пряники, устрицы и вареный рубец.
Рыбу доставляли в Лондон бесперебойно, вне зависимости от сезона — если не было селедки, везли палтуса, скумбрию, камбалу. Центром рыбной торговли стал рынок в Биллингсгейте. Наряду с рыбой, торговали морепродуктами. Полпинты (около 250 г) креветок стоили один пенни. Впрочем, креветки все же были излишеством, потому что тот же самый пенни можно было потратить на хлеб. На улице покупали устриц, правда, невысокого качества, ведь дорогие устрицы трудно сбыть в Ист-Энде. Купленные устрицы уносили домой, чтобы насладиться ими в кругу семьи, или же лакомились ими, не отходя от прилавка. Устрицы заедали хлебом, который густо мазали маслом. За хлеб приходилось платить дополнительно, зато перец и уксус предлагали в качестве бесплатного приложения. Большим спросом пользовались береговые улитки (Littorina littorea). По-английски они называются «periwinkle», но торговцы-кокни сокращали их до «winks» (стоит упомянуть, что английское название спаржи «asparagus» в их устах звучало как «sparrowgrass» — «воробьиная трава»). Сезон береговых улиток длился с марта по октябрь. Особенно бойко торговля улитками шла летом, когда недельная выручка торговцев составляла 12 шиллингов чистого дохода. Среди любителей улиток был торговый люд и служанки — и те, и другие считали улиток хорошим дополнением к чаю. Кроме того, угостить свою подружку улитками было трогательным проявлением любви среди молодых жителей Ист-Энда.
Уличные разносчики торговали капустой, обычной и цветной, репой, морковью, картофелем, луком, сельдереем, салатом, спаржей и т. д.
Наряду с овощами можно было полакомиться орехами, а также печеными каштанами, которые готовили прямо на улице. Летом уличные торговцы продавали свежие фрукты, а когда их не было в наличии, то сухофрукты. Выбор фруктов и ягод был достаточно велик — клубника, малина, вишня, крыжовник, апельсины, абрикосы, сливы, яблоки, груши Как и овощи, фрукты покупали на рынках Ковент Гарден, Фаррингтон или Спиталфилдс, а затем перепродавали на улицах. На улицах продавались мясные и рыбные пироги, вареные пудинги с жиром и почками, а также сладкая выпечка всех сортов — открытые пирожки с начинкой из ревеня, смородины, крыжовника, вишен, яблок или клюквы, пудинги с сухофруктами, пышки и кексы, булочки корицей, лимонной цедрой и изюмом, имбирные пряники и т.д. Еще в XVIII веке по лондонским улицам деловито сновали молочницы, зачастую, уроженки Уэльса. Самые щепетильные особы предпочитали парное молоко, прямо из-под коровы. Главным пунктом торговли свежайшим молоком был Сент-Джеймский парк. И зимой, и летом там обреталось несколько коров, которых доили по первой же просьбе покупателей. Прерывистая дойка приводила к тому, что парковые коровы давали меньше молока, но молочниц это не останавливало. Молоко покупали солдаты, няньки, выводившие на прогулку своих воспитанников, а также субтильные девицы, которым прописывали его для укрепления здоровья.
Население Лондона почти полмиллиона человек. Сам Лондон состоит из Сити, Ист–Энда и Вэст–Энда.
Вэст Энд и Ист Энд - это районы Лондона, в Вэст Энде живут богатые люди, в Ист Энде - беднота.
Вест-Э́нд (англ. West End) — западная часть Лондона (к западу от стены Сити), в котором проживают аристократы и придворные.
Мода и порок отлично уживаются в тесных кварталах Ковент-Гардена. Окружающие площадь улицы имеют печальную известность благодаря большому количеству питейных заведений и игорных домов, теснившихся на столь крохотной территории. Представители высшего общества уживаются здесь с владельцами трактиров, игорных домов, кофеен и публичными домами. Здесь находятся безупречные фасады Ковент-Гарден, Кинг-стрит, Генриетта-стрит и Боу-стрит. Некий мистер Харрис, удовлетворяя запросы публики, публикует «Списки дам Ковент-Гардена».
Ист-Энд (англ. East End) — восточная часть Лондона, район расселения бедноты и антипод фешенебельного Вест-Энда.
Единого определения Ист-Энда не существует. Это часть Лондона к востоку от стены лондонского Сити.
Центром издательской жизни Лондона является улица Флит-стрит.
Про стерилизацию тогда еще никто не слышал, и инфекция с легкостью переходила в организм с немытых рук хирургов и не простерилизованных инструментов. Раны зашивали, а кровь останавливали прижиганием каленым железом. Обычным делом были травмы на улицах, где пешеходам отводились очень узкие тротуары, с которых им случалось падать под железные колеса экипажей. Часто возникали пожары в домах от кухонных очагов и свечей. Серьезно поврежденные конечности удалялись сразу же, пока не началась гангрена. Англичане были известны своей вспыльчивостью и постоянной готовностью схватиться за меч или пистолет в уличной или трактирной драке. Проникающие ранения в голову, грудь и живот часто становились смертельными. Хирургия была бессильна при большинстве внутренних заболеваний. К счастью, камни из организма извлекать умели, так как это было очень распространенной болезнью, хотя после операции умирало почти столько же пациентов, сколько без нее. Аппендикс и желчный пузырь удалять не умели, а вот поверхностные опухоли убирали. В качестве обезображивающего средства использовали алкоголь, а для анестезии опиум. В цирюльнях пускали кровь, удаляли и чистили зубы, обрабатывали ногти и уши, брили бороды и головы, создавали парики. Здесь звучала музыка, пациенты обменивались новостями. Можно было купить табак, который, по поверью, лечил зубную боль, а также получить советы по сексуальной жизни и приобрести презервативы. Монополию в лечении венерических заболеваний завоевали хирурги. По всей стране открывались больницы, а университеты готовили квалифицированных врачей, но многие британцы, особенно в сельской местности, по-прежнему полагались на народную медицину со всеми ее причудливыми средствами вроде свиного навоза. Впрочем, образованные горожане тоже приобретали эликсиры у шарлатанов, купившись на завлекательное объявление в газетах. Временами в Лондоне бушует оспа, чума, туберкулез, корь и прочее.